Заботящиеся о развитии своих малышей взрослые!
Предлагаю вашему вниманию систему
упражнений для развития фонематического слуха.
Она построена по принципу от простого
к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями,
начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Фонематический слух— различение
(анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой
основой для понимания смысла сказанного. При несформированности
речевого звукоразличения ребёнок
воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что
он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для
успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию
фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем
развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным
языкам.
►Первый уровень
- узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического
слуха.
ü Игра "угадай, что звучало". Внимательно
послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие
бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
ü Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом
насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен
угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
ü Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или
палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная
палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...Потом
усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет
зазвучал.
ü Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и
он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
ü Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет
ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза,
два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
►Второй уровень
- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ü Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету
голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто
говорит.
ü Игра "Громко-тихо".
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите
слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко".
Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово- близко, ребенок отвечает – далеко
ü Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за
кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам
говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
►Третий уровень
- различение сходных по звучанию слов.
ü Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком
картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый
называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
ü Игра "Верно-неверно".
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он
услышит правильный вариант произношения.
►Четвертый
уровень - различение слогов.
ü Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет
ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно
разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па,
ло-па-та, ба-ле-ри-на),
отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно
отхлопать количество слогов в слове.
ü Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды
слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда
услышит лишний (другой) слог.
►Пятый уровень
- различение звуков.
Объяснить
ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук
жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый
произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его
издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает
в ладоши, когда слышит заданную фонему(звук).
►Шестой уровень
- освоение навыков анализа и синтеза.
ü Игра "Сколько звуков". Взрослый называет
один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
ü Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает
ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с
заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или
содержащее его в середине.
ü Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются
слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал
звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Уделяя
дома внимание развитию фонематического слуха вы
облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в
дальнейшем чтения и письма.
Можно
воспользоваться данным пособием.