v Главная
|
КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С
НЕВРОЛОГОМ
Дети от 0 до 1
года
- Малыш
беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто
просыпается, вскрикивает во сне);
- Вялость
или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
- Много
кричит, при крике у него дрожит подбородок,
- Часто
срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
- Ребенок
плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
- Запрокидывает
головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и
т.п
- При
опоре на "цыпочки" или стопу поджимает пальчики;
- При
повышении температуры тела подергивания (судороги)
Дети от
года и старше
-
Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он
напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно
сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
-
Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему
поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
-
Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
-
Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего
размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она
увеличивается примерно на 1
см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.
-
Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
-
Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры,
требующие слаженности движений?
-
Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками
внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и
носочки?
-
Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как
хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из
только что прочитанной сказки?
-
Перед засыпанием ритмично
покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти,
машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на
палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СУРДОЛОГУ
Сурдолог - это специалист,
который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха
и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области - подбором
слуховых аппаратов и их настройкой.
Сурдопедагог - специалист, занимающийся развитием речи у
глухих , слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату .
С
помощью теста, приведенного ниже, можно проверить соответствие развития
речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы
и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.
Экспресс-тест
для родителей
(речеслуховой
опросник)
(Источник
экспресс-теста : Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под
редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.: ил. - (Внимание:
дети!)
Вопросы
|
Поведение
|
3-6 месяцев
|
Как
реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему?
|
При звуках
голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение.
|
Реагирует ли
ребенок на ваш голос, даже если в данный момент он вас не видит?
|
Следит
взглядом и поворачивает голову в вашем направлении.
|
7-10 месяцев
|
Как
реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит?
|
Поворачивает
голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее.
Для того чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими.
|
11-15 месяцев
|
Может ли
ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где
тетя Надя?», «Найди мячик».
|
Понимание
слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы
или людей.
|
По-разному
ли реагирует на разные звуки?
|
Тараторит в
ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмуриться, когда ему сердито
выговаривают.
|
Нравится ли
ребенку слушать звуки и повторять их?
|
Повторение,
имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.
|
15месяцев - 1,6 года
|
Может ли
ребенок показать по просьбе части своего тела?
|
Выполняет
просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши иное
|
Как много
слов, действительно что-то означающих, использует ребенок?
|
В словаре от
15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают
определенные предметы или действия
|
2 года
|
Может ли
ребенок выполнить простые словесные просьбы без Вашей помощи. Например,
посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении?
|
Выполняет
несколько простых команд без зрительного подкрепления.
|
Пользуется
ли ребенок названиями знакомых вещей или людей (мама, папа, чашка, булка)?
|
Пользуется
множеством обиходных слов, которые слышит дома.
|
Нравится ли
ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми
предметами, если Вы просите об этом? Напрмер6 «Покажи кота?»
|
Большинству
двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показываю картинки по
просьбе.
|
Как ребенок
называет себя?
|
Говоря о
себе, называет себя по имени.
|
Соединяет
ли слова в небольшие предложения: Например: «Машина едет». «Пойдем
гулять!»
|
Чаще всего
говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями.
|
2,5 года
|
Знает ли
несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он
делает, когда слышит знакомый звук?
|
Многие дети
произносят или поют короткие песенки, потешки с удовольствием слушают
песни. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что-то, приятное
для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит.
|
3 года
|
Может ли
ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет?
Например: «Запусти юлу», или «Дай мне мишку»
|
Понимает
значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например:
«иду», «мне», «в», «большой» и т.д.
|
Находит ли
Вас ребенок, если Вы зовете его из другой комнаты?
|
Четко
определяет источник звука, находит его.
|
Использует
ли ребенок иногда распространенные предложения?
|
Время от
времени пользуется ими.
|
4 года
|
Расспрашивает
ли ребенок Вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в
зоопарк, о дне рождении папы.
|
Дает
связанные комментарии о недавних событиях, о пережитом.
|
Может ли ребенок
выполнять две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и
скажи, что обед готов»
|
Выполняет
две последовательные команды.
|
5 лет
|
Понимают ли
ребенка посторонние люди?
|
Речь
разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься
неправильно.
|
Может ли
ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми?
|
Большинство
детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опят
ребенка.
|
Начинает ли
ребенок предложения со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»?
|
Местоимения
использует правильно.
|
6 лет
|
Правильно ли
ребенок произносит звуки родного языка?
|
Практически
все звуки произносит правильно.
|
Может ли
ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без
Вашей помощи?
|
Самостоятельно
рассказывает, описание не только недавние события, но и то, что произошло в
прошлом.
|
Может ли
ребенок по Вашей просьбе говорить громче или тише?
|
Говоря, учитывает
расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость.
|
Критичен ли
ребенок к своей речи?
|
Большинство
детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего
звукопроизношения.
|
Иногда случается, что поведение и действия Вашего
малыша отличаются от критериев, изложенных в тексте. Тогда, возможно, малышу
нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если
Вам кажется, что Ваш малыш недостаточно хорошо слышит, мало или совершенно
непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, к
учителю-логопеду, неврологу. Слух можно поверить в любом возрасте, так
же как и проконсультироваться у логопеда.
|
|